ГлавнаяБлог

Состояние и тенденции развития рынка интернет-разработок в России

Российскому рынку интернет-разработки 15 лет. В этом недетском возрасте рынок становится все более сформированным. Круг лидеров остается более-менее постоянным на протяжении нескольких лет, и только подъем спроса на нишевые услуги позволяет выбиться наверх ранее неизвестным компаниям. Хотя каждую неделю появляются новые студии, лишь немногим новичкам удается выжить.

Главным драйвером интернет-разработки и связанных услуг остается рост аудитории Рунета. Благодаря проникновению широкополосного доступа в регионах, развития мобильных и беспроводных сетей передачи данных, число пользователей интернет в России быстро увеличивается. По данным опросов ВЦИОМ, в 2010 г. уже 23% россиян пользуются интернетом ежедневно. Годом ранее эта цифра составляла 15%, а 4 года назад - всего 5%.

Рост аудитории стимулирует рекламодателей к совершенствованию своих сайтов и увеличению бюджетов на продвижение. Компании разрабатывают новые средства контакта со своими потенциальными потребителями и стараются размещать свои рекламные сообщения там, где их аудитория проводит большую часть своего времени: на отраслевых, развлекательных и новостных порталах, в блогах и социальных сетях. Вместе с повышением уровня конкуренции в интернет-продвижении растет потребность в профессиональных исполнителях, способных предложить эффективный ответ на задачи рекламодателей.

Веб-студии, сумевшие за счет качества услуг и успешного позиционирования закрепиться в сегменте решений для крупных заказчиков, смогли удерживать цены и не потеряли объем бизнеса.

Число и география участников рынка интернет-разработок

Число компаний, разрабатывающих сайты в зоне .ru, постоянно растет. Поскольку порог для входа на рынок низкий, требуется пара первых заказчиков, чтобы открыть студию. Новые фирмы появляются каждую неделю. По статистике 80% из них ждет крах в первые полгода-год работы. Но вместо того чтобы закрыться, новички продолжают пассивно существовать в ожидании случайных заказов. Их владельцы уже в статусе фрилансера продляют хостинг портфолио, а тем временем пробуют себя в других сферах. Из-за «мертвых душ» общее число участников рынка выглядит внушительным. В реальности основные объемы заказов приходятся на значительно меньший круг фирм.

В каталогах CMS Magazine на апрель 2010 г. было зарегистрировано около 2500 веб-студий и 250 SEO-компаний, специализирующихся на услугах поискового продвижения сайтов. Списки интернет-разработчиков были составлены и верифицированы при участии партнеров - студий и обозревателей рынка в Москве и во всех крупных регионах России. Из 2500 зарегистрированных в каталоге компаний около 40% реагируют на информационные запросы и около 2000 подают признаки жизни.

Большая часть веб-студий сконцентрирована в столицах и регионах с высоким уровнем проникновения широкополосного доступа в интернет. В Москве расположены офисы 38% всех разработчиков Рунета, 12% компаний прописаны в Санкт-Петербурге, 5% в Екатеринбурге, 4% в Новосибирске и по 1-2% (или 30-40 веб-студий) приходится на прочие российские города-миллионники.

Объем рынка интернет-разработок

Объем рынка услуг разработки и поддержки интернет-сайтов в Рунете составил по итогам 2009 г. около 7,2 млрд руб. Это оценка основана на результатах анкетирования и сборе данных о выручке российских интернет-компаний. Так, среднестатистическая компания за 2009 г. получила от своих заказчиков 6,5 миллионов рублей.

Для сравнения:
— контекстная реклама - 10,5 млрд руб.;
— медийная реклама - 9 млрд руб.;
— платные сервисы - 6,6 млрд руб.;
— оптимизация - 6 млрд руб.;
— цифровой контент - 5,7 млрд руб.;

Стоимость разработки интернет-сайтов

Стоимость разработки сайтов сильно варьируется в зависимости от расположения заказчика и исполнителя. Больше 100 тыс. руб. корпоративные ресурсы стоят только в нескольких наиболее интернетизированных городах. В остальной части России средние расценки, как правило, не превышают 60-80 тыс. руб. Разница обусловлена более низкими затратами студий с одной стороны и меньшими финансовыми возможностями заказчиков в регионах с другой. Впрочем, в каждом городе, в том числе в Москве, есть компании, готовые сделать сайт за 15-30 тыс. руб. или даже бесплатно, при условии его дальнейшего продвижения в течение полугода. Также и в столице, и в регионах есть крупные банки и корпорации, которые заказывают сайты за 2 млн руб. и дороже.

В 2009 г. динамика цены на услуги веб-студий была негативной. Демпинг оставшихся без заказов фирм и ориентация заказчиков на недорогих исполнителей привели к тому, что в Москве стоимость среднестатистического корпоративного сайта упала на 24%, с 173 тыс. руб до 132 тыс. руб. И в большинстве регионов наблюдалась аналогичная или даже более пессимистичная динамика. Виновниками такого быстрого падения стали небольшие студии, многие из которых снизили официальные расценки. Фирмы, работавшие с крупными корпоративными заказчиками пострадали от кризиса в меньшей степени - они не снижали прайсовую стоимость услуг, а лишь шли на уступки в переговорах с индивидуальными заказчиками.

С началом 2010 падение в регионах продолжилось, но в Москве цены скорректировались вверх до 180 тыс. руб. за корпоративный сайт, что позволяет рассчитывать на будущее оздоровление и на остальной территории России.

Данные об средних оборотах веб-студий

Москва - самый привлекательный рынок среди городов России. Расположенные в Центральном ФО студии собрали за 2009 г. в два-три раза большую выручку, чем их коллеги из следующих по уровню развития округов - Сибирского и Северо-западного. Отчасти высокие показатели Москвы обусловлены результатами расположенных в ней крупнейших digital-агентств, чьи обороты измеряются десятками и сотнями миллионов рублей, а «среднестатистические» студии вовсе не могут похвастаться 11 млн в год.

Но даже без учета компаний-лидеров, потенциал столицы по числу заказчиков и их готовности платить намного превышают возможности любого региона. Взлет не одной региональной фирмы обусловлен тем, что в свое время они смогли выйти на заказчиков из Москвы и продавать им услуги по принятым в столице ценам, а для выполнения заказов привлекать местных специалистов с региональными заплатами. Высвобожденные деньги позволили быстро масштабировать бизнес, активно продвигаться и выбирать интересных заказчиков, не расходовать ресурсы на бесперспективные разовые проекты.

Основные источники дохода веб-студий

По итогам 2009 г. 84% веб-студий получили основной доход от разработки новых сайтов и поддержки существующих. Сайт, будь это корпоративная визитка или интернет-магазин, все еще остается главным генератором прибыли и центром рекламной кампании для большинства фирм. Однако в будущем значение разработки будет снижаться - в Москве и других более интернето-развитых регионах ее доля в доходах компаний уже ниже, чем в среднем по России. На этом фоне возрастает роль услуг по развитию сайтов, консалтинга и агентских продаж контекстной рекламы. Расцвета платного консалтинга уже в 2010 г. ждет около 9% руководителей студий. Почти половина руководителей ожидает, что акценты будут смещаться в пользу продвижения, в первую очередь его основной составляющей - поисковой оптимизации. Кроме того, они прогнозируют рост интеллектуальных и new-wave услуг.

Средний возраст российских веб-студий

Большая часть принявших участие в исследовании веб-студий Интернет-журналом CMS Magazine работает уже не один год. Молодых компаний в возрасте до 3 лет 20%, 38% фирм оказывают свои услуги уже 4-6 лет, и еще 38% агентств - это ветераны Рунета с опытом более 7 лет.

Свежезарегистрированных фирм в реальных рыночных условиях, конечно же, больше, но лишь немногие из них участвовали в исследовании. Всего 4% опрошенных признались в том, что им еще не исполнилось и 1 года. Аналогичная ситуация с SEO-компаниями. Несмотря на то, что продвижение сайтов как услуга моложе разработки, компании-лидеры занимаются SEO уже очень давно. Некоторые из SEO-фирм в прошлом были обычными разработчиками и учитывают в ответах свой общий стаж в отрасли. Поэтому 21% компаний указали что работают больше 10 лет, и лишь немногим моложе компании «Яндекс».

Численность сотрудников веб-студии

В типичной российской веб-студии на постоянной основе работает менее 15 человек. Таких небольших фирм 70%. В регионах множество компаний состоит из 4-7 или даже 1-3 человек, включая директора. Распределение российских веб-студий по численности сотрудников представлено на рисунке 7. В Москве выше доля крупных игроков, где занято более 30 сотрудников, а в каждой 20-ой столичной компании штат превышает 50 специалистов. В число базовых сотрудников студий входит административный персонал, одна или две команды разработчиков и люди, отвечающие за качество проектов. Когда студия начинает расти, в первую очередь набирают новых программистов и продавцов, дизайнеров, SEO-продвиженцев и менеджеров проектов: происходит репликация производственной цепочки.

Верстальщики и контент-менеджеры необходимы студиям в значительно меньшей мере, поэтому их зарплаты на 30-40% ниже остальных специалистов. Кроме того, для выполнения части технических работ студии часто привлекают фрилансеров. Среднестатистическая веб-студия сотрудничает с 6 внештатными специалистами.

Самый «штучный товар» - директоры по маркетингу, технические и арт-директоры. Ими, как правило, становятся совладельцы компаний и самые лояльные им сотрудники. Лишь 3-6% компаний собираются нанимать функциональных директоров со стороны. Итак, российский рынок разработки и поддержки это:
— 2000 компаний
— 7,2 млрд руб. - объем в 2009 г.
— в 2010 году рынок интернет-разработок может вырасти на 51%

Типичная российская веб-студия это:
— расположена в Москве, работает более 4 лет
— годовой оборот более 6,5 млн руб.
— в штате 8-15 человек
— делает сайты стоимостью около 180 тыс. руб.
— продвигается с помощью SEO и контекстной рекламы
— использует коммерческую CMS или CMS собственной разработки

На сегодняшний день сеть Интернет является самым быстро растущим рекламным инструментом, грамотно используя который, любая компания может обеспечить как основную, так и дополнительную долю клиентов. Преимущественно, основными клиентами веб-студий являются существующие компании. Компании-заказчики могут заниматься абсолютно любым видом деятельности, иметь абсолютно любой доход, размер компании и количество сотрудников. Для принятия решения руководством предприятия о необходимости разработки интернет-сайта не обязательно иметь какой-либо опыт в сфере компьютерных технологий или иметь в штате предприятия разработчика сайтов. Для создания сайта компании достаточно осознавать необходимость его производства и цели.

Предприятия, принимающие решение о создании интернет-сайта могут быть мотивированы следующими целями:

1. Помочь собственной компании поддерживать старые и устанавливать новые связи на рынке. Если компании необходимо широко представить себя на рынке, Интернет послужит самым эффективным средством построения корпоративного имиджа, предоставляя неограниченные возможности по формированию связей с новыми партнерами.

2. Создать инструмент распространения информации о компании и ее бизнесе. Полноценный Интернет-сайт компании может предоставить всем желающим документы, фото, аудио - и видеоматериалы, необходимые для формирования правильного представления о деятельности и возможностях компании. В рамках интернет ресурса можно мгновенно поставить в известность миллионы пользователей (например, акционеров или инвесторов) о новых продуктах или услугах, событиях или документах.

3. Проводить информационную и сервисную поддержку клиентов и партнеров. Посредством Интернет-сайта можно не только оперативно отвечать на вопросы, возникающие у пользователей ваших продуктов и услуг, но и формировать базу часто задаваемых вопросов. Это позволит избежать многократных разъяснений по решению одних и тех же задач.

4. Увеличить объем продаж и найти новых покупателей продуктов компании. Современный интернет сайт позволяет не только грамотно и всесторонне презентовать продукцию компании, но и мгновенно оплатить и заказать ее доставку или установку.

5. Реализовать удаленную демонстрацию товара для продвижения продаж (sales-promotion). Реализовать удаленную демонстрацию товара для продвижения продаж (sales-promotion). На Интернет-сайте компании может быть представлена развернутая информация о товарах и услугах. Помимо общего описания в рамках ресурса возможна публикация рейтингов и аналитических отчетов, организация консультаций клиентов, партнеров и дилеров.

6. Создать инструмент обучения и повышения квалификации сотрудников компании и партнеров. С появлением Интернета, методики дистанционного обучения получили новое развитие, поскольку Сеть позволяет не только передавать информацию, организовывать живое общение между удаленными собеседниками, но и обеспечивает удаленное обучение персонала.

7. Реализовать оперативную обратную связь с клиентами в любой точке мира. Создание сайта позволит Вашей компании не только предоставлять информацию посетителям, но и проводить маркетинговые исследования. Анализ результатов опросов, интерактивного общения, а также статистики посещений помогут вам скорректировать работу сайта и максимально приблизить информационное наполнение ресурса к запросам целевых аудиторий.

8. Взаимодействовать с традиционными и электронными средствами массовой информации. СМИ проявляют повышенный интерес к Интернету как источнику первичной информации, поэтому сайт можно и нужно использовать как канал воздействия на журналистов. Все выше изложенные цели являются основными факторами, мотивирующими предпринимателей создать сайт компании. Осознав необходимость создания интернет-сайта, руководство компании может обратиться в веб-студию и изложить требуемые пожелания.

Компания «39 сайтов» активно занимается мотивацией потенциальных потребителей. «39 сайтов» предлагает своим клиентам помощь в создании качественного и эффективного интернет-ресурса отвечающего всем правилам web-стандартов. Работы по разработке и созданию интернет-сайтов выполняют высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, способные выполнять поставленные задачи в полном объеме и точно в срок. Качество работы, скорость и профессиональный подход - основные факторы, мотивирующие потенциальных клиентов осуществить заказ на разработку и создание интернет сайта в компании «39 сайтов».

Мобильная версия 39saitov.ru

Seo-компания «39 сайтов»
(4012) 50 94 26, info@39saitov.ru
Калининград, Ленинский пр-т, 30 (Плаза), бизнес-центр, корпус А, офис 637
ПН — ПТ с 10:00 до 18:00

2005 — 2024 © «39 сайтов»